Олег Школьник — это не просто артист, режиссер, сценарист, его смело можно назвать брендом Одессы, и даже гордостью. Его талант покорил сердца зрителей не одного театра постсоветского пространства, но он остался верен своим родным, своему городу и своему зрителю.
Он неподражаем, как на сцене, так и в жизни — позитивный, харизматичный, без пафоса не даст соскучиться своему собеседнику. На мое восторженное: «Как я рада знакомству с такой звездой», Олег Львович отвечает:
Вот звезды.. куды не чихни, а все великие и все выдающиеся, все знаменитые.
Ох, этот интститут званий. ..
В Советском Союзе нужно было быть артисту на хорошем счету у власти, чтоб получить звание. Сейчас же не так, правда?
Сейчас тоже нужно находится в хорошей политической струе, чтоб что-то обрести. Мало что изменилось. Просто лидеры изменились, подобные игры и сейчас ведутся.
А на ваш взгляд, артисту полагается дружить с властью или быть в оппозиции?
Дело не в артисте. Дело в человеке. Если он пытается достичь чего-то не своим творчеством, а своими связями... Нужно сразу себя спросить — зачем ты пришел в это дело?
.jpg)
А вы зачем это сделали?
Я просто не представляю, чем я еще могу заниматься. Мне это безумно интересно! В этом деле есть то, что доставляет мне удовольствие. Если мое удовольствие транслируется и публике, то значит, все не зря происходит. У каждого есть свое место, чем бы ни занимался человек — в искусстве, экономике, политике. Все должны работать для того, чтоб доставить пользу обществу. В жизни есть масса полезных занятий.
А если бы не эта профессия, то чем бы занимались?
Мало ли как могла сложиться жизнь. Но я не знаю, чем еще я мог бы заняться. Если бы у меня было другое дело, то я бы все равно любил театр. Я даже ночью просыпаюсь, чтоб записать мысли, которые ко мне приходят. Пишу что-то, учусь многому. Другого времени не нахожу — днем семья, работа и куча всяких дел. Самое продуктивное время для меня, когда все спят. Мне жена говорит: «Поспи, как же ты так!». А я не могу, какое-то чувство ответственности на мне. Я это делаю не потому что надо, а мне любопытно, я хочу больше знать. Мне очень стыдно, что я еще многого не знаю.
А ваша семья, наверное, негодует из-за того, что вы постоянно в творческих поисках? Наверное, им не хватает внимания...
Они уже привыкли. Но все равно большую часть своего времени я отдаю внучкам. Я всегда стараюсь выкроить минутки, чтоб ими заниматься. Пока это две крошки. И находится с ними — одно удовольствие!
Вы любите детей..
Как же их не любить! Люди, которые не любят детей и животных мне мало интересны. Как я не могу быть счастлив оттого, что у меня две дочки и две внучки?
А внучек вам смело доверяют?
Что значит доверяют? Они сами просятся ко мне!
Уже были на Ваших представлениях?
Старшей - три годика и она в театре уже свой человек. Вы бы видели, как она за кулисами наблюдает спектакль! С каким трепетом она на это смотрит! Никто не боится, что она крикнет или выйдет и пройдется по сцене — она четко знает, как себя вести в театре. А младшая - очень активный ребенок — ей нужно везде и всюду успеть, во всем принять участие. Она обожает музыку. Из того немногого, что она произносит — это «Дедя, включи музыку» или «Включи песню». Я так люблю смотреть, когда они вдвоем танцуют. Вот у кого учится нужно непосредственности, искренности, органичности. Всего того, на чем построена моя профессия. Кроме того, у меня еще кот, кошка и огромная собака.
И как вас на все хватает — и театр, и семья, и животные!
Еще и в кино сниматься успеваю, когда приглашают. Сейчас заканчиваю съемки в кино под названием «Однажды в Одессе» для первого канала России. Фильм из 12 серий о Мишке Япончике, папу которого я и изображаю.
Интересно, как такой талантливый человек не уехал в Москву, которая забрала массу талантливых людей с Украины.
Я уезжал из Одессы, восемь лет меня тут не было. Работал в академическом театре драмы. Я там очень многому научился и благодарен этому театру. Ехать в Москву и быть в Москве лишь бы... мне не интересно. Я бы мог остаться в Москве и носить в кармане удостоверение какого-то достойного театра. Но не сложилось, чтоб во мне была невероятная заинтересованность. Как бы это горько для меня не звучало.. А вот ходить по головам, пробивать эти стены я не умею, честно вам скажу. Ходить и предлагать себя, как женщину неприличной профессии, я не буду. Хотя, честно говоря, это было бы здорово где-то там, в Москве, чего - то там. Я учился в Щукинском училище, и тогда были разговоры, что хотели видеть меня в нескольких театрах, но к тому времени я успел жениться. С моей женой мы встречались пять лет — это должно было перейти в что-то серьезное. Потом меня пригласили в театр, но для этого нужно было развестись с женой, чтоб оформить там прописку. Такие были времена. И как я так сделаю — девочка беременная и я с ней разведусь, чтоб фиктивно женится, и получить прописку! А потом разводится и женится заново. Я сказал: «Вы меня на подлость толкаете, понимаете?». А они: «Ну, такая ситуация». Такая ситуация меня не устраивает. Я же у вас ничего не прошу. Меня устроит канура в коммуне, уголок. Если я Вам нужен, то давайте будем людьми. Не сложилось.
Выходит, мораль превыше денег.
Понимаете, я живу, таким образом, чтоб мне потом не было стыдно на себя в зеркало смотреть. Для меня еще понятие совесть что-то значит. Люди везде одинаковые и если ты достоин их внимания, то оно будет у тебя и в Одессе, и в Москве.
А если проект не коммерческий, вы будете в нем принимать участие?
Если он будет мне интересен. Проект может быть любопытен либо коммерчески выгоден, но при этом в нем должно быть не стыдно принимать участие. Если будет стыдно, то я даже от коммерческого предложения откажусь. Раздеваться точно не буду ради денег. У меня к профессии другие требования.
От каких ролей отказывались за последнее время?
Отказываюсь от тех вещей, которые я уже делал и они мне не интересны. Всегда хочется чего-то нового. Я всегда пытаюсь с чистого листа начинать, люблю идти на репетицию и не знать, как все пройдет. Это очень сложная кухня. Вот прихожу в новый проект и вижу молодых артистов. Они ощущают себя уже такими звездами! Но не умеют же ничего! Я бы понимал — да, ты — звезда, когда ты получил роль, так изучи природу этого человека, глубоко копни. А кто из них хоть сценарии читает, я уже не говорю о тонкостях. Я уже столько лет на сцене, но еще не знаю огромного количества вещей, несмотря на то, что постоянно учусь. Я всегда ковыряюсь в образе, ищу что-то новое, читаю книги по мастерству. А не просто надеваю костюмчик, гримируюсь и выхожу на сцену. Зато у новичков звездной болезни хоть отбавляй! Подавай, отдельную гримерную, изысканные угощения! А говорить, к сожалению, не с кем.. Когда меня видят, спрашивают: «А кто это?». Потом начинаем работать, подходят и просят: «А подскажите..». Я не хочу себя хвалить, но эта профессия не дает врать, ведь сложно скрыть плохую игру. PR не поможет, если таланта нет. Евстегнееву, Леонову, Смоктуновскому pr, почему-то, не нужен.
А Вы готовы вложить что-то в молодого артиста? Взять студентов на обучение?
Я вам скажу, что я преподавал в прошлом году. Вы понимаете, какая штука.. Если бы у меня была возможность открыть свою театральную школу... На это нужно очень много времени, поскольку ответственность невероятная. Приходит молодое создание, окрыленное мечтой, считает себя состоятельным в том, что он имеет на это право... А вдруг не разглядишь талант и человеку нанесешь травму на всю жизнь! Вы понимаете, что это такое! Я не знаю, также подходят к вопросу те, кто пытаются учить чему-то? Сейчас все превращено в бизнес. А на хорошую школу нужно большое количество времени, это человек должен забрать его у своих деточек и отдать другим. Либо работа должна быть оплачена прилично, чего не будет никогда, либо эти дети должны хотеть учится именно у меня. А сегодняшние дети хотят очень быстро и сразу. Они не понимают - какой это сумасшедший труд. Я пришел преподавать спец курс в одно заведение, и я был потрясен невежеству студентов даже пятого курса, а не первого. Я произношу Фамилии — они их слышат впервые! То, что во времена моего юношества стыдно было не знать! Я приехал в Москву 17-летним мальчиком и когда я окунулся в студенчесскую жизнь, где вокруг дети известных родителей, интеллигенции, я понял, что я ничего не знаю. И я стал к ним тянуться, чтоб на одном уровне с ними разговаривать. Мало того, что меня учили, так я еще и сам учился. А сейчас заплатил денежку и тебе ничего не нужно. Больше всего меня это потрясло. Мы все хотим быть похожими на Запад. А на Западе люди трудятся невероятным образом, чтоб заплатить за обучение. И они приходят в учебное заведение, где преподаватель для них чуть не Бог, ведь он дает знания. У нас большинство контрактники и все наоборот — я заплатил, а ты меня учи, ведь сдохнешь с голоду, дурак. А сам человек не хочет трудиться, он платит за услугу и все. Но набрать 15 -20 влюбленных в это дело людей можно, но тогда ты обязан их к чему-то привести. Опять же — где помещение, в котором заниматься.. В экономическом смысле это все сложно, это не мое. А значит, рядом должен быть человек, который должен все дело вести.
А жена Ваша не может в этом помочь или она тоже человек творческого полета?
Она могла бы этим заниматься, если бы не любила безумно наших малышей. Лучше детьми пусть занимается, это более полезно.
Кстати, а как своих внучек намерены воспитывать? Что вы в них будете вкладывать?
Самое главное все обсуждать с детьми, беседовать, чтоб вложить в голову, что достойно, а что нет, чем надо заниматься, а чем не стоит. Я и сейчас им читаю Маршака, Чуковского.. Таких ребят! Они действительно замечательные! Дальше будет Пушкин, Тургенев.. Я хочу, чтоб они занимались музыкой. Музыка — это самое великое искусство. Я намерен привить им любовь к классической музыке. Ведь то, что пишут сейчас... Может, я уже старый человек и ничего не понимаю.

Вы поставили себе задание воспитать девочек в классических традициях?
Нет, не в классических. Я хочу, чтоб у них была правильная точка отсчета. Я не собираюсь стоять у них над головой и говорить: «Нет, не в коем случае!». Больше всего я хочу добиться того, чтоб мы открыто полемизировали. И в этом диалоге выкристаллизовывалась истина. Они смогут делать все, что угодно, но свобода — это не означает вседозволенность. До какого-то возраста должны быть очень жесткие рамки.
А вы по жизни жесткий человек?
Мягкий я, мягкий.
А в работе — это плюс или минус?
Артист и режиссер — это люди, между которыми всегда есть конфликт.
А вы часто свое видение в спектакль вносите?
Нужно еще на берегу договорится перед тем, как идти вместе в плавание. Можно придумать все что угодно и в зале будут зрители.... Но это еще не показатель успеха. Можно показывать всяку ю порнуху и половина текста произносить матом и зритель будет. Но что это уже за театр?
.jpg)
Но сейчас театр все больше перестает быть классическим, идет на поводу у масс. Неужели театр должен быть таким?
Я еще понимаю, когда в Музкомедии ставят развлекательные мюзиклы, но когда это пытаются делать в драматических театрах.. Вот поставили «Вий» и люди прекрасно ходят. С коммерческой точки зрения это хорошо. Но я откровенно скажу, что такие спектакли не принимаю и не понимаю. Этот спектакль не для драматического театра. Может, это и весело, но это же не Гоголь. Мы с вами с Гоголем знакомы не были и не знаем, как они себе представляли свои произведения, но то, что не так — это точно.
Что такое театр, вообще? В чем его задача? Исследовать психику человека. Все мы заняты тем, что исследуем судьбу человека. Каждого! И того, что говорит: «Кушать подано». Если мы находим то, что схоже с нами — это вызывает интерес.
Режиссер ставит про себя, актер играет про себя, а зритель смотрит про себя.
В театр нужно ходить. Это занятно все. Бывает так, что несколько раз смотришь спектакль и каждый раз разные впечатления.
Сейчас много экспериментальных театров. Вы ходите?
Один из таких - «Театр на Чайной». Я видел у них спектакль «Люди, звери и бананы». Очень занятно, но когда я пришел туда испугался — маленький зальчик, сцене нет, только подиум. И как тут покажешь зрителю не себя, а того парня, которого я играю. Когда есть какая-то дистанция между актером и зрителем, то намного легче. Но они молодцы, что они это делают. Хотя я не боюсь таких трудностей. Так сложилось, что сейчас деньги платят за одно, а сердце болит за другое. И если бы меня эти молодые ребята позвали бы что-то поставить, я буду только рад.
А Вам доводилось сталкиваться с форс-мажорами на сцене?
Я не боюсь камерных театров. Я играю в моноспектакле, где много публики по замыслу быть не должно. Я могу видеть глаза каждого человека, держать их внимание. Но бывают сложные моменты даже, когда есть тысячный зал. Вы себе не представляете, в каких условиях я работал. Например, я сыграл где-то треть спектакля и в это время в зале звонит телефон. И дама берет трубку и кричит: «Я не могу с тобой говорить. Что не слышишь! Я в театре!». Тут я остановился, закурил и внимательно смотрел на нее все это время. И мы вместе с публикойт ждали, пока она закончит. Была нить, которой мы были связаны с залом. Другой вопрос — как их снова взять. Это очень не просто. Бывали такие моменты, что все идет замечательно, а потом ты чувствуешь, что нет контакта с ними — хоть убей. Чем больше ты стараешься, тем хуже. Тут так все тонко и так все просто и пойди, пойми, что это вообще за профессия. Мы сумасшедшие. Не играть — для меня смертельно. 39 температура — наплевать, спектакль — самое главное. Мы премся туда за эти три копейки, что нам платят. Стыдно платят. Просто стыдно называть сумму. А если посмотреть на это со стороны.. Люди, чем вы занимаетесь? Ну что вы делаете? Те, кто приходят они знают, что их обманут. Он знает, что я не с той женщиной, которая сегодня вечером моя жена и детей у нас нет. Это все условность. Я три месяца репетирую, чтобы к этой женщине испытывать какие-то чувства. Чтоб вы понимали, что это правда. А если не будет этого спектакля, то что в мире изменится? Катастрофа будет? Нет. Мир не остановится.
Нет не остановится, но может измениться..
Я прихожу сюда, чтоб кому-то поцарапать душу, чтоб у человека что-то внутри завертелось. Чтоб он почувствовал, что у него внутри есть что-то очень важное - ценности человеческие. Меня интересуют исключительно человеческие ценности. Сегодня придумывают все, что хотите — Ромео и Джульетта на мотоциклах, стреляют из пистолетов.. Но не в этом же дело. Дело в чистоте этих чувств человеческих. И в не зависимости оттого, что времена меняются — люди же чувствуют одинаково. Ну, когда вы влюбились, вы защищаете себя или нет? Что такое любовь? Человек влюбляется: «она самая лучшая на земле, никого видеть не хочу!» Это невроз. Перевернулось что-то в башке, и вы решили, что кроме него у вас никого на свете не должно быть. Но это же любовь! Все говорят, рациональные идеи. Все идеи в голове маленьких людей. Вот малышей никто же сволочами не назовет. Это все благодаря тому пути, по которому мы идем. И все зависит от отношения к этим малышам. Все в первую очередь опирается в культуру. Все деньги должны на это идти и тогда у вас будет и нефть, и газ и все, что хотите.
А объяснить это некому. Там другие условия. Но ничего, никогда не придет, пока люди не обратят на это внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий