вторник, 21 декабря 2010 г.

Михаил Боярский: « Я человек, и у меня тоже сдают нервы...»




Он родился в театральной семье и с самого детства был уверен в том, что начнет сценическую карьеру, хотя родители всячески пытались оградить сына от «этой мерзкой профессии». Несмотря на все протесты, Мише удалось убедить отца, и тот записал его на прослушивание к художественному руководителю театра имени Ленсовета Игорю Владимирову. Владимиров далеко не сразу заметил божью искру в молодом даровании, но Боярский сел за рояль, и после этого у мэтра сомнений не осталось — Михаила ждет большее музыкальное будущее. Худрук просто в воду глядел: всесоюзную популярность Миша получил благодаря фильму «Д’Артаньян и три мушкетера», но не был бы д’Артаньян д’Артаньяном, если бы не прозвучали «Констанция», «Когда твой друг в крови...», «Пора-пора-порадуемся...». Эти и многие другие хиты стали для народа почти молитвами и принесли Михаилу Боярскому не просто популярность, а славу.
Женщины боготворили голосистого длинноволосого гасконца, мужчины завидовали его успеху, подрастающее поколение стремилось походить на него. Со временем кинематографический образ так плотно закрепился за Боярским, что про него стали сочинять легенды: то он может выпить несколько литров водки и глазом не моргнуть, то шпагой и в неглиже разгоняет толпы поклонниц под своими окнами, то совершает другие сомнительные подвиги… Годы идут, а интерес к личности Боярского не угасает — его шляпа, усы и шарф давно уже стали брендом, и стоит ему показаться на улице, как к нему тут же бросаются фанаты со словами: «Вся моя семья слушает ваши песни, а как вас любит моя теща!». Михаил Сергеевич такие знаки внимания принимает по-мушкетерски — всегда пожмет руку незнакомцу, даст автограф, поблагодарит за подарок и никогда не отреагирует заносчиво. Вопреки всем слухам и легендам о Боярском, он — заботливый отец, в его библиотеке масса перечитанной им классики, и он не изменяет своим убеждениям, снимаясь только в качественных картинах.



— Вы играли смелых, мужественных, храбрых персонажей. Но идеальные герои живут только в книгах и на экранах. Были конфликты с образом? Случалось, что в жизни от вас ждали мушкетерских подвигов?
— Нет, ведь большинство моих друзей — актеры, и все они играют и злодеев, и положительных персонажей — кто Гамлета, кто д’Артаньяна, кто Бабу Ягу, кто Лешего… Подвиги могут быть только на сцене. Андрюша Миронов умирал, но попытался доиграть сцену до конца... Тысячи историй: артист сломал ногу, но вышел к зрителю, внезапно пропал голос и вся труппа говорит шепотом, чтоб поддержать его. Важна взаимовыручка — когда кто-то не может выйти на сцену и его заменяет коллега, который не знает текста и роли. Это геройские поступки. А спасти из пожара ребенка или подхватить кирпич, который падает кому-то на голову, мне не доводилось, хотя не отказался помочь, если бы потребовалось. Ни Александр Дюма, ни поэты, включая Пушкина, не соответствовали тем образам, которые создавали в своих произведениях. Как правило, человек фантазирует о том, чем он в реальной жизни не является. Фантазия — орудие труда художника.
— Но у вас и профессиональных подвигов было не так мало. Например, в фильме «Мушкетеры двадцать лет спустя» вы же играли со сломанной рукой?
— Было. Только у меня не рука была сломана, а палец. Но это мне не мешало выполнять свою работу. Подобная история была и на съемках фильма «Тарас Бульба», но я не ждал момента, когда мне снимут гипс. Правда, из-за этого у меня пальцы неправильно срослись, но в этом ничего страшного нет: производственная травма, которая случается у многих — и гипсы, и руки сломанные, и беременности, которые нужно скрыть...
— Некоторые артисты заявляют, что готовы выйти на сцену в любом состоянии, ведь зрителю не покажешь медицинскую справку…
— Я с этим не совсем согласен: многих просто не пустит на сцену режиссер, если видит, что артист не совсем трезв. И такие случаи тоже бывают, хотя это редкость в театральном мире. Это беда, с которой нужно бороться, ведь с каждым такое может случиться. Артист может отмечать день рождения и пить водку, совершенно забыв, что через несколько минут ему выходить на сцену. Бывает, что просто вылетело из головы, а тут внезапно сообщают: «Срочно приезжай! У тебя спектакль!». Да, любой артист будет рваться на сцену, но не факт, что он сможет отыграть спектакль. За такое и уволить из театра могут, и дать строгача... И такие истории случаются.
— На ваш взгляд, артист может быть счастливым, не имея славы?
— Я думаю, что да — «быть знаменитым некрасиво». Служение Мельпомене у каждого свое. Влюбленность в театр не проявляется в количестве цветов после спектакля, она возникает еще до того, как ты пришел в театр. Любовь к запаху кулис, гриму, персонажам, спектаклю, режиссерам... Преклонение перед творчеством, духом театра, и потом у каждого имеется главный путь — просто честно служить, и все.
Есть такое выражение: «Каждый венец славы есть вместе с тем терновый венец». А ваша слава никогда не мешала вам в жизни?
— Я об этом серьезно не задумывался. Ради одной только популярности ничего не сделаешь. И потом, слава же не в количестве народа, который тебя знает, а в чем-то другом, разве нет?..


— Как пережили пик популярности, когда люди ходили с целлофановыми пакетами, где с одной стороны была изображена Пугачева, а с другой вы?
— Да не обращал на это внимания. Кстати, пакет этот есть у меня в архиве — подарили. Меня не привлекают массовые ажиотажи, которые создаются вокруг любого популярного явления, будь то какая-то эпохальная актерская работа, революция, затмение солнца.
Вас не встретишь в современных мыльных операх, вы сохраняете имидж актера, который снимается только в концептуальных классических лентах. Как вы относитесь к тому, что сейчас выпускают на экраны?
— Люди должны зарабатывать себе на жизнь — они делают то, что лучше всего покупается сегодня. Благо, это выбор каждого — можно просто не участвовать. Конечно, я не вижу большого искусства в мыльных операх — включил камеру и снимай все, что угодно, а потом смотри, что получилось. Лично мне такая участь неинтересна. Хотя есть талантливые люди, которые из простого сюжета могут сделать то, что людям нравится. Например, сериал «Бригада» хорошо получился, поэтому не нужно волноваться за поток киношной ерунды — время расставит все по местам, и останутся только достойные картины.


— Мне известно, что вы несколько раз были на дне рождения Владимира Путина. Поделитесь впечатлениями?
— Были только его учителя, друзья, несколько официальных лиц. Всех предупредили, чтобы это событие не превращали в протокольное мероприятие, но тостов в стиле «Уважаемый господин президент, позвольте от имени...» так и не удалось избежать. Мне хотелось сказать что-то душевное, а когда дошла до меня очередь, то я выдал: «Уважаемый господин президент, позвольте от лица интеллигенции...». Ореол власти оказывает сильное влияние на людей. Причем на всех, даже когда Пушкина после встречи с царем спросили: «Как все прошло?», он ответил: «Я полной скотиной оказался». А вообще публичные политики искренность очень редко видят — раба из человека трудно выжать.
— Какие подарки вы любите получать?
— Я не люблю подарков, они заставляют человека задумываться, что-то придумывать, что мне подарить. Я больше люблю, когда мне напишут какую-то поздравительную песенку или стишок, пародию. Хотя я очень благодарен за все подарки, которые мне преподносят, но всячески пытаюсь этого избежать и сам безумно мучаюсь, когда мне нужно кого-то поздравить. Ненужные вещи я не люблю дарить, а как знать, что человеку необходимо? Когда у мальчика нет мячика — ему дарят, когда велосипеда нет — ему дарят, когда коньков нет — ему дарят, и это здорово! А когда наступает время, что все у всех есть, то книга — лучший подарок. И я согласен с этим. Теперь книга меня может порадовать больше, чем что-либо другое.
— А что читаете чаще всего?
— Люблю перечитывать классику — Толстого, Чехова, Гоголя. «Тарас Бульба» — мое любимое произведение, и когда две студии — наша и французская — взялись за его экранизацию, я очень переживал, как это будет снято. Еще стараюсь восполнить свои пробелы в образовании и читаю много по философии, истории религии — все то, что в школе, институте подавали не так, как хотелось.
— Люди считают вас романтиком. А бывает, что вы можете позволить себе брутальное поведение?
— Могу, конечно! Я человек, и у меня тоже сдают нервы, мне можно попасть под горячую руку. Но когда я выхожу на сцену, я уже не просто человек, и все мои личные эмоции отходят на второй план. Есть набор поступков, которые для меня всегда остаются неизменными. Если говорить о театре, то тут очень важно быть ответственным и не подводить никого. Нужно уважать и своих коллег, и зрителя, который покупает билеты на спектакль.
— А что там за история была, когда вы шпагой поклонников разгоняли?
— Это были не совсем мои поклонники. Моя квартира находилась на первом этаже, недалеко от Дворцовой площади, а на четвертом этаже жил Анатолий Александрович Собчак. А это означало, что все недовольство его политикой от граждан выслушивал я. Лозунги народа сотрясали мою квартиру — не давали двухлетней дочери спать, а сыну делать уроки… Одна толпа сменяла другую, ор не прекращался, да еще и пели: «Вставай, проклятьем заклейменный!». Я стал к ним выходить с просьбой: «Товарищи, дети спят…», но реакции так и не дождался. Потом схватил шпагу и закричал: «Всех порубаю к чертовой матери! Попробуйте подойти!». И они испугались, хотя это было больше смешно, чем страшно.
— О ком или о чем вы чаще всего говорите?
— Женщины и футбол — мои любимые темы. А если нахожу хорошего собеседника, то могу говорить на любые темы.


— Давайте тогда немного поговорим о женщинах. Одесситки вам нравятся?
— Женскую красоту нельзя разделять на одесситок или москвичек, блондинок или брюнеток. Конечно, в Одессе красивые девушки, но когда ты оказываешься наедине с женщиной, то тебе уже безразлично, из какого она государства, города, и т.д.


— Ваша дочь Лиза недавно вышла замуж. Вы одобряете ее выбор?
— Я хочу, чтоб она была счастлива, и для меня важно, чтоб она не просто вышла замуж, а создала союз по любви. Любые отношения нужно строить только на этом чувстве. Любовь тогда настоящая, когда она выдерживает испытания. Конечно, можно выйти замуж по расчету, потом развестись и потребовать половину имущества. Так вот я рад, что моя дочь вышла замуж по любви.
— А как обстояли дела с женитьбой сына? Ведь Сергей довольно рано обзавелся семьей — ему было восемнадцать. Вы как восприняли тогда его решение?
— Конечно, я был в растерянности, когда Сережа объявил в таком юном возрасте, что он станет папой. Но я верю, что браки свершаются на небесах, поэтому не перечил сыну. Тем более что я никогда не брал на себя обязанность выбрать ему жену. Он — самостоятельный парень, рано сам стал зарабатывать, и теперь у него прекрасная семья! Чего мне еще желать?
В жюри шоу «Большая разница» вы тоже судили не очень строго. Больше отшучивались, чем критиковали.
— Обидеть творческого человека может каждый, а вот выйти на сцену и сделать что-то самостоятельно под силу далеко не всем. Критика некоторых закаляет, а некоторых ломает. Хотя из тех, кто ее выдерживает, нередко получаются гении. А вот когда по телевизору идут конкурсы красоты, мне просто больно наблюдать за этими девочками. Считаю, что в боксе и футболе все намного проще — там мужики меряются силой, и знают, на что идут.
— Как вам одесситы, одесская публика?
— Одесситы — это люди, с которыми не нужно знакомиться, с ними можно уже сразу начинать дружить — садиться выпить, идти на море и даже в постель ложиться!

Комментариев нет:

Отправить комментарий